Социально- психологическое тестирование
Организация деятельности образовательных организаций, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ, пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся
(на основе результатов социально-психологического тестирования)
Актуальность проблемы
Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. И поэтому вопрос предупреждения и профилактики ситуации насилия в системе образования очень актуален, как во всем мире, так и в России. По данным ООН насилию в образовательной организации подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет. В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11-12 лет: 28 % детей этого возраста, по меньшей мере, один раз подвергались обидам и унижениям за последние 12 месяцев. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга в 2 раза больше, чем в среднем по европейским странам. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования.
В связи со сложившейся ситуацией на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранение проблем буллинга, что позволит сохранить психологическое здоровье обучающихся и создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, а также гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
В современных условиях педагоги и психологи все чаще обращаются к вопросам толерантности и противостояния агрессии. Особенную актуальность эти вопросы приобретают в подростковом возрасте в силу его изначальной кризисности, отсутствия стабильности и чувства защищенности. Крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности образовательной среды и профилактики негативных явлений.
Англоязычное слово «буллинг» становится в последнее время общепринятым для обозначения школьной травли и обозначает травлю, повторяющуюся агрессию по отношению к определенному субъекту, включающую в себя принуждение и запугивание.
Буллинг (англ. Bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного ученика, который не может себя защитить.
Буллинг – это психологический террор. Он всегда преследует цель – затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, подчинить.Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д.
Буллинг – это социальное явление, без которого не строится ни один детский коллектив. В любой группе, классе есть лидер, «середнячки» и «слабое звено» - тот, кто становится объектом насмешек. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости детей.
Предпосылками буллинга являются:
- Зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
- Желание подчинить, контролировать кого-то;
- Виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства).
Последствия буллинга могут быть различными: от не успешности в учебной деятельности и в жизни до самоубийства жертвы.
Кроме того, буллинг зачастую это скрытый процесс и для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.
Цели, задачи, методы, направления работы
Цели программы:
- формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся;
- повышение информированности обучающихся о возможных рисках и опасностях;
- повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;
- воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к неповторимой сущности человека;
- формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях;
Программа предусматривает решение следующих задач
- профилактика всех форм насилия над обучающимися дома, в образовательной организации, в общественных местах;
- организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях;
- сотрудничество с правоохранительными органами, органами здравоохранения, социальной защиты и т.д.
Основные группы метод профилактики:
- методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;
- методы, ориентированные на семейные отношения;
- методы, ориентированные на ближайшее окружение ребенка (микросоциум).
Направления работы:
-
Направления работы на уровне школы:
- Диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией;
- Программы формирования благоприятного психологического климата школы;
- Мероприятия, направленные на сплочение образовательного сообщества
- Направления работы с педагогическим коллективом и родителями:
- Консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями;
- Программы повышения психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей и педагогов);
- Направления работы с обучающимися:
- Консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;
- Информационно-просветительская работа с коллективом обучающихся;
- Повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;
- Профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;
- Профилактика асоциального поведения школьников;
- Развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и уверенного поведения, навыков саморегуляции.